Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь

СОБОРНЫЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ С ДВУМЯ ПРИДЕЛАМИ-КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Макет разрушенного Собора Преображения ГосподняСогласно историческим данным, «каменному соборному храму основание полагалось два раза: в первый раз в 1792 году по благословенной грамоте Тамбовского епископа Феофила строителю Ионе от 11 февраля того года; а во второй раз – по таковой же грамоте и того же епископа строителю Геннадию от 1 июля 1796 года. Причиною двоекратного построения сего храма послужило несчастное обстоятельство: заложенный в 1792 году и приведенный почти к окончанию в 1795 году, новый каменный храм обрушился от непрочной кладки».

11 февраля 1792 года строитель Иона получил от епископа Феофила благословенную грамоту, в которой давалось разрешение на строительство «вместо имеющейся в оном монастыре деревянной Спасо-Преображенской с приделом Казанския Богородицы церкви… церковь Божию каменным зданием в то ж именование на другом близ оной той церкви месте, по чину грекороссийскому». Старый деревянный храм владыка благословлял продать, что и было сделано.

Строитель Иона заложил собор и начал воздвигать стены, но работу не завершил, так как вскоре покинул монастырь. Прибывший вместо него строитель иеромонах Геннадий продолжил кладку и к 1795 году подвел здание под крышу. Однако достроить заложенный храм не пришлось, здание обрушилось. Зодчие, а вслед за ними и каменщики допустили просчеты, фундамент дал осадку, и стены упали. «По преданию, причину разрушения храма многие полагали в том, что гроб старца Герасима, подвижника сего монастыря, оставлен был вне стен храма».

Получив известие об архитектурной неудачи двух настоятелей – Ионы и Геннадия, епископ Феофил велел развалившиеся стены разобрать, «а без малого через год благословенной грамотою того же епископа к тому же строителю Геннадию преподано благословение о построении вместо обвалившейся церкви новой каменным же зданием, с тою только разницей, что развалившаяся церковь по грамоте долженствовала быть Спасо-Преображенской с одним приделом во имя Казанской Божией Матери, а второй, 1796 года – с двумя приделами, Казанской Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи».

На сей раз иеромонах Геннадий перепланировал площадку и перенес собор на несколько саженей в сторону с таким расчетом, чтобы склеп с останками старца Герасима оказался внутри храма, и только после этого возобновил строительство.

Макет разрушенного Собора Преображения ГосподняИзвестный историк-краевед С.Б. Бахмустов пишет: «К концу 1799 года собор «от доброхотного подаяния пришел в совершенное окончание». В декабре в монастырь прибыл епископ Вениамин (в эпоху Павла Первого Краснослободск временно попал в ведение Нижегородской епархии), осмотрел храм и 31 декабря уже в Нижнем Новгороде подписал благословенную грамоту, в которой поручил освятить собор самому настоятелю Геннадию по мере готовности отделки интерьеров. Первым Геннадий освятил Казанский придел (в 1801 году); задержка произошла из-за того, что живописные работы заняли достаточно много времени, да притом, как кажется, настоятелю приходилось делить доходы между отделкой собора и прочими архитектурными нуждами: в монастыре строительство не останавливалось ни на час. Второй придел, Предтеченский, был освящен только в 1804 году, а несколько месяцев спустя строитель Геннадий закончил и освятил главную церковь во имя Преображения Господня. Таким образом, на возведение Спасо-Преображенского собора ушло в общей сложности 13 лет, считая с его закладки иеромонахом Ионой».

О внешней и внутренней красоте отстроенного собора свидетельствовал один из настоятелей этой обители, а именно архимандрит Григорий (в миру Сагакский Гавриил Николаевич, 1824-1911).

В своем очерке «Один день в обители инока Герасима» он приводит следующее описание: «Через отворенные ворота вошел я на обширный монастырский двор, кругом которого стоят, примыкая одна к другой, братские кельи, а посредине двора возвышается массивный храм с высокою крытою папертью. Храм этот именуется летним собором и построен около ста лет тому назад игуменом монастырским Геннадием взамен каменного же храма, возведенного на этом же месте предшественником Геннадия настоятелем Ионою, но неожиданно разрушившегося ночью по необъяснимым причинам, которые, впрочем, как братия монастырская, так и краснослободское население объясняют неразумным распоряжением настоятеля Ионы, повелевшего выгородить из стен храма могилу приснопамятного иеросхимонаха Герасима. Высокое крыльцо и паперть ведут к западным дверям храма; здесь глядят со стен строгие лики святых, преимущественно иноков, изображенные во весь рост и как бы стоящие на страже «дома Господня».

Внутри храм довольно обширен и даже величествен; он украшен по стенам живописью и осенен высоким светлым куполом, из которого спускается на цепях старинное большое паникадило. В храме три престола; иконостас в центральной, главной части храма высокий, в несколько ярусов старинного стиля и украшен позолотой, а алтарь при нем обширный, светлый, с широкими царским и вратами.

В правом боковом приделе, в иконостасе, установлена за стеклом древнегреческого письма икона Божией Матери Казанская; икона невелика, украшена сребропозлащенной ризою со стразами и зелеными каменьями, и врезана в другую, больших размеров икону, также облеченную ризою, с изображениями святителей, как бы подъемлющих на своих руках всечестную икону Царицы Небесной. Эта икона весьма древняя: она современна монастырю, а может быть даже и старше его, – и почитается всеми за чудотворную, вследствие чего часто служат молебны…». В очерке отмечено, что в этом же, правом боковом приделе, открывался ход в склеп с гробом подвижника монастыря иеросхимонаха Герасима: «склеп устроен под правым приделом летнего собора; распространенный в настоящее время под церковь, он представляет собой довольно светлый и просторный покой с деревянным полом и двумя каменными столбами…». Позднее здесь был устроен храм в честь святого Герасима Иорданского.

В другом месте очерка архимандрит Григорий пишет, что в ясный день в храме «не было ни одного темного уголка, из окон высокого купола спускался на середину церкви целый поток ярких солнечных лучей, сверкавших в старинном паникадиле».

Остатки фундамента Cобора Преображения ГосподняОпираясь на данное описание краевед Бахмустов С.Б. приводит некоторые вполне конкретные данные о конструкции собора: «Четыре главы храма были глухими, то есть снабженными ложными окнами, а центральная – световой. Возможно, оконные проемы имелись и в куполе, что внешне оформлялось люкарнами. Квадратный в плане собор с западной стороны имел короткий одноэтажный пристрой, где размещались Казанская и Предтеченская церкви. Основной объем, с престолом во имя Преображения Господня, смотрелся как башня; этот эффект усиливался от того, что храм стоял на высоком цоколе (иначе откуда могла появиться паперть, которая вела к располагавшимся на приличной высоте дверям, и как иначе объяснить «светлость» склепа инока Герасима, если не наличием больших окон в полуподвальном помещении, где стоял гроб)».

К сожалению, в годы гонений на Русскую Православную Церковь Соборный храм Преображения Господня, расположенный в центре монастырского ансамбля, был разрушен до основания, а на его месте поставлен памятник В. Ленину.

На сегодняшний день выполнены раскопки и воссоздание фундамента, частично заложены стены храма, но восстановительные работы приостановлены в связи с нехваткой средств.

Спасо-Преображенский собор до проведения обширных восстановительных работФундамент разрушенного Спасо-Преображенского собораФундамент разрушенного Спасо-Преображенского собораВосстановление Спасо-Преображенского собора. Раскопки фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Воссоздание фундаментаВосстановление Спасо-Преображенского собора. Май 2014 г.Восстановление Спасо-Преображенского собора. Июнь 2014 г.Восстановление Спасо-Преображенского собора. Сентябрь 2015 г.

Подробнее о восстановительных работах в фотоальбоме
"Собор Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа".