ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Современный вид колокольни монастыря Благословенная грамота на построение в монастыре каменной колокольни с церковью во имя святителя и чудотворца Николая была получена иеромонахом настоятелем Геннадием в 1810 году вместе с грамотой на строительство больницы с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Колокольня была заложена настоятелем в том же году, а вот завершение работ затянулось до середины века. Лишь в 1857 году состоялось освящение нового храма святителя Николая.

Как пишет известный историк–краевед Бахмустов С.Б, «скорее всего, до отставки настоятеля в 1816 году колокольня уже стояла, потому что еще в 1813 году епископ Пензенский Моисей отметил Геннадия специфической церковной наградой – набедренником за труды по возведению собора, трапезной, части келий и колокольни. Александро–Невская церковь в указе архиерея не упоминалась, следовательно, степень ее готовности была невысокой. Все наличествующие средства монастырь прежде всего тратил на звонницу.»

Что же не позволило выполнить отделку колокольни совместно с завершением общестроительного цикла работ? С.Б. Бахмустов отмечает следующую проблему. «На втором этаже первого яруса колокольни, над святыми вратами с самого начала предусматривалась небольшая сводчатая церковь во имя святителя Николая, епископа Мирликийского. Хотя само помещение было подготовлено быстро, его отделка затянулась. Об этой церкви просто забыли; правда, в 1820–х годах монахи обновили интерьер храма и даже заказали иконостас, точнее резные рамы для него. Последующие 30 лет иконостас простоял пустым, пока архимандрит Нифонт в 1855 году не повелел живописцу мещанину города Козлова Василию Александровичу Демину, поступившему в Спасо-Преображенскую обитель послушником, написать иконы для Никольской церкви. 15 июня 1857 года епископ Пензенский Варлаам, посетивший Краснослободск, освятил новый храм в колокольне.»

Современный вид колокольни монастыря Интересно Бахмустов С.Б описывает и архитектуру храма. «Первый ярус проектировался как мощный куб 14 на 13,5 м в плане; чтобы кладка выдержала давление пятидесятиметрового столпа, толщина стен внизу достигала циклопической величины – четырех метров! Фундамент закладывался сплошной: вбили в дно котлована дубовые сваи, а все пространство между ними залили бутовым камнем на растворе. Получилась "подушка", способная выдержать неимоверную тяжесть. Сквозь колокольню проложили тоннель,– это и есть святые врата, использовавшиеся только в особо торжественных случаях. Из тоннеля с правой стороны дверь вела на лестницу, проложенную в стене; по ней можно было подняться на второй этаж, в Никольскую церковь. Стены второго этажа уступали в толщине первому: для того, чтобы нейтрализовать давление еще двух ярусов, хватило и двухметровой кладки.

Таково вкратце описание нижнего яруса колокольни, внешне совпадавшего с угловыми башнями такими же закругленными углами и примерно такими же пропорциями. Но завершался ярус по–иному, классицистическими треугольными фронтонами и полукруглыми ложными окнами. Свет в Никольскую церковь проникал через окна второго этажа: на каждом фасаде их было по четыре, одно прямоугольное, по сторонам оно дублировалось еще двумя узкими, как бойницы (подобный прием часто применялся в Москве, да и вообще колокольня ориентировалась скорее на московский, чем петербургский классицизм). А над строенным проемом зодчие прорезали стену еще одним окном-люнетом, полукруглым, подчеркнув этим (а также фронтонами) стилевое родство звонной башни с келейными корпусами.

Архитекторы хорошо нашли вертикальные пропорции колокольни, здесь победил рационализм: высота второго яруса равна высоте ордера пилястр четверика, а высота ротонды (третьего яруса) вместе с куполом равна высоте второго яруса, главка до яблока равнялась высоте купола. Так создавалась разумная соразмерность. Логика прослеживается и дальше. Скругленные углы четверика продолжились врезанной полуколонной второго яруса, а на ротонде, круглом третьем ярусе, угловой полуколонне предшествующего объема соответствовала прямоугольная вертикальная ниша. Колокольня монастыря до проведения восстановительных работДекор подчеркивал вертикализм композиции: высокий арочный проем и сдвоенные пилястры четверика сменились "лопатками" и филенками второго яруса, затем – арочными звонными окнами ротонды и люкарнами купола.»

К сожалению, в советское время колокольня, а вместе с ней Никольская церковь, как и весь комплекс обители были доведены до безобразного состояния. Фрески, иконостас, иконы и утварь храма были уничтожены, подъем на колольню разрушен. Сама звонница сохранила все свои элементы, кроме главки и креста, однако из-за протечек сильно испортилась кладка на верхних ярусах.

На сегодняшний день выполнена внешняя отделка колокольни, на нижнем ярусе отреставрирована крыша, возвращены главка и крест, восстановлен лестничный марш, однако немало работы еще впереди: храм святителя и чудотворца Николая требует капитальной реставрации, необходима дальнейшая отделка колокольни, замена святых врат.

Колокольня монастыря до проведения восстановительных работКолокольня монастыря до проведения восстановительных работКолокольня монастыря. Первые работы по восстановлениюКолокольня монастыря. Июнь 2007 г.Колокольня монастыря. Июнь 2007 г.Колокольня монастыря. Июнь 2007 г.Колокольня монастыря. Февраль 2007 г.Колокольня монастыря. Февраль 2007 г.Колокольня монастыря. Июль 2017 г.Лестница в колокольне до проведения восстановительных работУстановка новой лестницы в колокольне монастыря. Ноябрь-декабрь 2013 г.Установка новой лестницы в колокольне монастыря. Ноябрь-декабрь 2013 г.Установка новой лестницы в колокольне монастыря. Ноябрь-декабрь 2013 г.Установка новой лестницы в колокольне монастыря. Ноябрь-декабрь 2013 г.Установка новой лестницы в колокольне монастыря. Ноябрь-декабрь 2013 г.

Подробнее о восстановительных работах в фотоальбоме «Колокольня».