ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Благословенная грамота на построение в монастыре каменной колокольни с церковью во имя святителя и чудотворца Николая была получена иеромонахом настоятелем Геннадием в 1810 году вместе с грамотой на строительство больницы с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Колокольня была заложена настоятелем в том же году, а вот завершение работ затянулось до середины века. Лишь в 1857 году состоялось освящение нового храма святителя Николая.
Как пишет известный историк–краевед Бахмустов С.Б, «скорее всего, до отставки настоятеля в 1816 году колокольня уже стояла, потому что еще в 1813 году епископ Пензенский Моисей отметил Геннадия специфической церковной наградой – набедренником за труды по возведению собора, трапезной, части келий и колокольни. Александро–Невская церковь в указе архиерея не упоминалась, следовательно, степень ее готовности была невысокой. Все наличествующие средства монастырь прежде всего тратил на звонницу.»
Что же не позволило выполнить отделку колокольни совместно с завершением общестроительного цикла работ? С.Б. Бахмустов отмечает следующую проблему. «На втором этаже первого яруса колокольни, над святыми вратами с самого начала предусматривалась небольшая сводчатая церковь во имя святителя Николая, епископа Мирликийского. Хотя само помещение было подготовлено быстро, его отделка затянулась. Об этой церкви просто забыли; правда, в 1820–х годах монахи обновили интерьер храма и даже заказали иконостас, точнее резные рамы для него. Последующие 30 лет иконостас простоял пустым, пока архимандрит Нифонт в 1855 году не повелел живописцу мещанину города Козлова Василию Александровичу Демину, поступившему в Спасо-Преображенскую обитель послушником, написать иконы для Никольской церкви. 15 июня 1857 года епископ Пензенский Варлаам, посетивший Краснослободск, освятил новый храм в колокольне.»
Интересно Бахмустов С.Б описывает и архитектуру храма. «Первый ярус проектировался как мощный куб 14 на 13,5 м в плане; чтобы кладка выдержала давление пятидесятиметрового столпа, толщина стен внизу достигала циклопической величины – четырех метров! Фундамент закладывался сплошной: вбили в дно котлована дубовые сваи, а все пространство между ними залили бутовым камнем на растворе. Получилась "подушка", способная выдержать неимоверную тяжесть. Сквозь колокольню проложили тоннель,– это и есть святые врата, использовавшиеся только в особо торжественных случаях. Из тоннеля с правой стороны дверь вела на лестницу, проложенную в стене; по ней можно было подняться на второй этаж, в Никольскую церковь. Стены второго этажа уступали в толщине первому: для того, чтобы нейтрализовать давление еще двух ярусов, хватило и двухметровой кладки.
Таково вкратце описание нижнего яруса колокольни, внешне совпадавшего с угловыми башнями такими же закругленными углами и примерно такими же пропорциями. Но завершался ярус по–иному, классицистическими треугольными фронтонами и полукруглыми ложными окнами. Свет в Никольскую церковь проникал через окна второго этажа: на каждом фасаде их было по четыре, одно прямоугольное, по сторонам оно дублировалось еще двумя узкими, как бойницы (подобный прием часто применялся в Москве, да и вообще колокольня ориентировалась скорее на московский, чем петербургский классицизм). А над строенным проемом зодчие прорезали стену еще одним окном-люнетом, полукруглым, подчеркнув этим (а также фронтонами) стилевое родство звонной башни с келейными корпусами.
Архитекторы хорошо нашли вертикальные пропорции колокольни, здесь победил рационализм: высота второго яруса равна высоте ордера пилястр четверика, а высота ротонды (третьего яруса) вместе с куполом равна высоте второго яруса, главка до яблока равнялась высоте купола. Так создавалась разумная соразмерность. Логика прослеживается и дальше. Скругленные углы четверика продолжились врезанной полуколонной второго яруса, а на ротонде, круглом третьем ярусе, угловой полуколонне предшествующего объема соответствовала прямоугольная вертикальная ниша. Декор подчеркивал вертикализм композиции: высокий арочный проем и сдвоенные пилястры четверика сменились "лопатками" и филенками второго яруса, затем – арочными звонными окнами ротонды и люкарнами купола.»
К сожалению, в советское время колокольня, а вместе с ней Никольская церковь, как и весь комплекс обители были доведены до безобразного состояния. Фрески, иконостас, иконы и утварь храма были уничтожены, подъем на колольню разрушен. Сама звонница сохранила все свои элементы, кроме главки и креста, однако из-за протечек сильно испортилась кладка на верхних ярусах.
На сегодняшний день выполнена внешняя отделка колокольни, на нижнем ярусе отреставрирована крыша, возвращены главка и крест, восстановлен лестничный марш, однако немало работы еще впереди: храм святителя и чудотворца Николая требует капитальной реставрации, необходима дальнейшая отделка колокольни, замена святых врат.
Подробнее о восстановительных работах в фотоальбоме «Колокольня».